|
Вопрос о том, почему люди совершают те или иные поступки, всегда интересовал психологов. Собственно, психология как наука и была рождена для того, чтобы объяснять поведение людей. Однако психологи бывают разные, и ответы о причинах поведения людей зависят от того, к какой школе принадлежит психолог.
Что же говорит психология о причинах такого, ставшего массовым явления, как прокалывание своего тела?
Зигмунд Фрейд свел бы, конечно, вопрос к бессознательному стремлению человека получить боль или наказать себя за проступки прошлого. По-своему он был бы прав, поскольку в его время прокалывание не было популярно в Европе (исключая разве что серьги), сведения об этом явлении ученые черпали преимущественно из отчетов антропологов, описывавших кольца в носах представителей примитивных народов. Но если бы Фрейд все же встретил человека, выказывающего пожелание проколоть себе тут или иную часть тела, его объяснения зависели бы от во-первых, от пола, а во-вторых, от того, какую именно часть тела желал бы проколоть себе человек.
Прокалывание интимных мест (половых губ, клитора, сосков у женщин и яичек у мужчин) психоаналитик связал бы с бессознательным непринятием своего пола. При этом прокалывание сосков женщиной связывалось бы еще и с отрицанием материнской функции.
Проколотый пупок был бы объяснен стремлением отделиться от своей матери, и такое объяснение для психоаналитика было бы верным по отношению к представителям обоих полов.
Особо символичным для Фрейда оказалось бы прокалывание носа. Эта часть тела неоднократно понималась психоаналитиками как легитимный, культурно приемлемый намек на пенис. В соответствие с таким пониманием прокалывание носа у мужчины получило бы значение бессознательной кастрации. В случае с женщиной же, наоборот, украшение в носу было бы призвано опровергать мнимую неполноценность женщины, подчеркивая ее маскулинность.
Со времен смерти отца–основателя психоанализа прошло больше семидесяти лет, и мир изменился. Отшумела вызванная Фрейдом сексуальная революция, как буря пронеслась революция феминистическая. Вместе с миром поменялось мировосприятие человека, а с ним – и психологические объяснения окружающих нас явлений. Как выражался Фрейд, «сигара стала просто сигарой» (вернее сказать, сигара перестала обозначать пенис, поскольку пенис теперь обозначает себя сам), и современные психологи склонны воспринимать прокалывание разных частей тела скорее с эстетической и функциональной точек зрения. Украшение половых органов и эрогенных зон теперь означает, что их обладатель с уважением относится к своим сексуальным потребностям, и намерен получить как можно больше удовольствия от секса. В плане же межчеловеческого общения украшение интимных мест является знаком доверия к партнеру и обозначением того, каких именно ласк от него ожидают.
Различие в понимании прокалывания в разные времена не означает неправоты классиков или современников. Оно означает лишь, что психология – наука не точная, и каждый сам волен приписывать значение своим и чужим эстетическим проявлениям. Рискуя, конечно, при этом ошибиться.
|